top of page
Richard_edited.png

РОЛЬ СМЫСЛА В ОБРАЗОВАНИИ

Ричард Уайтхэд

Несколько лет тому назад я проводил тренинг с группой учителей. На тренинге я особо подчеркнул важность наличия у учеников-дислектиков мысленного образа того, что им преподают. Следуя моему совету, одна из моих коллег решила попробовать более визуальный подход на индивидуальном уроке с пятнадцатилетней очень трудолюбивой девочкой, которая не могла выучить свойства химических кислот и оснований. Сколько бы она ни пробовала заучивать нужную информацию, все равно она не лезла в голову. Итак, моя коллега попросила девочку нарисовать на бумаге все цветовые переходы универсального индикатора в зависимости от pH среды.

 

От дальнейшего хода занятий моя коллега была в шоке. Девочка с энтузиазмом взялась за работу. Потом вдруг остановилась. "Подождите" – она сказала своей учительнице. "Я знаю уже с

Preparation of standard pH solution in c

седьмого класса, что крепкие щелочи придают индикатору цвет индиго. Но какой же цвет индиго?"

 

Получается, в тринадцать лет девочка зазубрила информацию, но только в пятнадцать лет поняла ее.

 

Слова — всего лишь символы. Но по виду символы совершенно не похожи на то, что они обозначают. Так, у слова «дерево» нет ствола, веток и листьев. Слова зашифровывают смысл, но не показывают его. Понимание слова происходит тогда, когда мы расшифровываем его смысл в виде образа. Возможно, это само собой разумеется для вас — но как правило, система образования не придает этому нужного значения.

 

Дислектики – люди с преимущественно образным мышлением, с развитой способностью к воображению. Они не могут осваивать знания через звуковой ряд слов. Для дислектиков понимание слова возможно только через созданный ими образ его значения.
 

Ключевым принципом метода Дейвиса является понимание наличия трёх частей каждого слова: как оно выглядит (его написание), как оно звучит, и что оно означает. Обычные устные инструкции определяют связь между первыми двумя из трёх частей, предполагая, что третья — значение слова как мысленный образ — появится сам по себе. Так ли это? Или мы подстрахуем и обогатим образование наших детей, объединяя все три части – орфографию, звук и смысл – в едином процессе обучения?

 

При школьном обучении и после него многие люди оказываются в ситуации, когда их научили запоминать, но не понимать. В итоге, случается так, что ученики 10–11 классов, после нескольких лет обучения химии, перед выпускным экзаменом не могут объяснить разницу между электроном, протоном и нейтроном; взрослые, выпускники престижных университетов, думают, что смена сезонов года происходит потому, что Земля зимой удаляется от Солнца, а летом приближается к нему; люди с дискалькулией, которые в школе так и не смогли освоить принципы арифметики и как взрослые становятся жертвами мошенников.

 

Ирония в том, что самыми уязвимыми учениками в нашей образовательной системе оказываются те, кто лучше всего способен понимать смысл. Очень часто дислектики демонстрируют большие успехи при визуально-

3 chasti slova_edited.png

Как выглядит

Как звучит

Что значит

Три части слова

пространственном подходе к обучению. Их живое воображение является мощным инструментом для построения мысленных образов, а значит и понимания смысла. К сожалению, в рамках слухового подхода при обучении этот столь мощный инструмент остается неприменимым.

© Авторское право 2015–2019, Ричард Уайтхед. Используется с разрешения. Прочитать в английском оригинале

bottom of page